УДК
621.396.2
Оценка
энергетических характеристик радиолиний перспективных систем спутникового
широкополосного доступа для аэромобильных абонентов
А.
В. Нестеров1, А. А. Лелюх2,3, Г. В. Куликов3, Н.
С. Гавриков1
1АО
«Концерн «Автоматика», 127276, Москва, ул. Ботаническая, д. 25
2 АО
«Московский научно-исследовательский институт радиосвязи», 109029, Москва,
ул. Нижегородская, д. 32
3 МИРЭА
– Российский технологический университет, 119454, Москва ,
просп. Вернадского, д.78
Статья поступила в редакцию
19 января 2019 г.
Аннотация. В
настоящее время широкополосный доступ к Интернету с использованием спутников
высокой пропускной способности (HTS) пользуется все большей популярностью у
авиапассажиров. Примерами зарубежных HTS-систем являются Inmarsat Global Xpress, Intelsat EpicNG, Eutelsat KaSat, ViaSat-1, 2.
Аэромобильные станции производятся компаниями Aerospace Honeywell JetWave, ViaSat, AeroSat Astronics, Gilat и т. д. Актуальной научной и практической задачей
является создание российской аэромобильной станции спутникового широкополосного
доступа в Ка-диапазоне, работающей с российскими спутниками и не уступающей
зарубежным аналогам по показателям качества, основным из которых, с точки
зрения конечного пользователя, является скорость передачи информации в прямой
линии связи. В статье рассмотрены и представлены основные особенности систем
спутникового широкополосного доступа для аэромобильных абонентов, методы и результаты
исследования энергетического потенциала и отношения сигнал/шум, которые
определяют достижимую скорость передачи информации в прямой линии связи с
использованием стандарта DVB-S2X. Проанализировано влияние различных схем кодирования
и модуляции, в частности схемы модуляции-кодирования «256APSK-3/4»,
обеспечивающей наиболее высокую спектральную эффективность, равную 5,9
бит/символ, и схемы модуляции-кодирования «32APSK-7/9, обеспечивающей
спектральную эффективность 3,84 бит/символ. Результаты расчетов позволяют
выбирать рабочие значения спутниковой эквивалентной изотропной излучаемой
мощности и коэффициент качества приемника бортовой станции. Аналогичные расчеты
могут быть проведены и при других параметрах системы связи, что позволит
сформировать облик перспективной отечественной аэромобильной станции
Ka-диапазона, работающей с отечественными спутниками высокой пропускной
способности в стандарте DVB-S2X, и разработать алгоритмы управления
частотно-энергетическим ресурсом спутников.
Ключевые слова:
спутниковая связь, широкополосный доступ, аэромобильные абоненты,
энергетический потенциал радиолинии, отношение сигнал-шум.
Abstract. At the present time broadband access to the Internet,
using high throughput satellites (HTS), are increasingly popular for air
passengers. Examples of foreign HTS-systems are Inmarsat Global Xpress,
Intelsat EpicNG, Eutelsat KaSat, ViaSat-1, 2. Airborne stations are
manufactured by Aerospace Honeywell JetWave, ViaSat, AeroSat Astronics, Gilat
etc. Therefore, urgent scientific and practical task is the creation of Russian
airborne station of satellite broadband access in the Ka-band, working with the
Russian HTS and not inferior to foreign analogues by its quality indicators,
the main of which from the standpoint of the end user is the information rate
in a forward link. In the article the main features of the satellite broadband
access systems for airborne users are considered, the methods and results of
study of the energy potential and the signal-to-noise ratio, which determines
the attainable information rate in a forward link using DVB-S2X standard, are
presented. The impact of different modulation-coding schemes is analyzed, in
particular, the 256APSK-3/4 modulation coding scheme, which provides the
highest spectral efficiency of 5.9 bits / symbol, and the 32APSK-7/9 modulation
coding scheme, which provides 3.84 bit / symbol spectral efficiency. The
results of calculations allow to choose the operating values of the satellite
equivalent isotropic radiated power and the quality factor of the airborne
station receiver. Similar calculations can be made with other parameters of the
communication system, which will allow you to form the look of a promising
domestic Ka-band airborne station, working with domestic high-capacity satellites
in the DVB-S2X standard, and develop algorithms for controlling the
frequency-energy resource of satellites.
Keywords: satellite communications, broadband access, airmobile
users, radio link energy potential, signal-to-noise ratio.
Для цитирования:
А. В. Нестеров, А. А. Лелюх, Г. В.
Куликов, Н. С. Гавриков. Оценка энергетических характеристик радиолиний перспективных
систем спутникового широкополосного доступа для аэромобильных абонентов. Журнал
радиоэлектроники [электронный журнал]. 2019. №1. Режим доступа: http://jre.cplire.ru/jre/jan19/11/text.pdf
DOI 10.30898/1684-1719.2019.1.11