МОДЕЛИРОВАНИЕ
ТРАФИКА СИСТЕМ МАССОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ В СРЕДЕ ANYLOGIC НА ПРИМЕРЕ
ПАССАЖИРОПОТОКА СТАНЦИИ МЕТРО
В. М. Антонова 1,2, Н. А. Гречишкина 2,3,
Н. А. Кузнецов 2,3, Н. А. Сухорукова 1
1
Московский государственный технический университет им.
Н.Э. Баумана, 105005, Москва, 2-я Бауманская ул., д. 5, стр. 1
2
Институт радиотехники и электроники им. В.А.
Котельникова РАН, 125009, Москва, Моховая 11-7
3
Московский физико-технический институт
(Государственный университет), 141701, Московская область, г. Долгопрудный,
Институтский переулок, д.9
Статья поступила в редакцию 19 марта 2018 г.
Аннотация. Требования к безопасности пассажиров на
высокоскоростном транспорте (метро, аэроэкспрессы, электрички и т.д.) приводят
к установке в пунктах доступа пассажиров дополнительных систем досмотра,
которые должны обеспечивать необходимую пропускную способность в условиях
неравномерности пассажиропотока, не приводя к созданию больших очередей. Целью
данной работы является моделирование трафика пассажиропотока станции метро с
использованием положений теории массового обслуживания. Моделирование проведено
с помощью среды имитационного моделирования ANYLOGIC с учетом логики поведения
пассажиров для различных интенсивностей пассажиропотока. В модель введены блоки
обслуживания пассажиропотока – турникеты, банкоматы, пункты персонального
досмотра пассажиров. Модель учитывает также входящие в систему обеспечения
безопасности камеры видеонаблюдения. Данная модель позволяет задавать различные
начальные условия и определять величины возникающих очередей для разных
вариантов построения системы обеспечения безопасности станции метро.
Аналогичные задачи могут решаться и для других объектов транспортной инфраструктуры
– вокзалов, аэропортов, морских портов и т.д.
Ключевые слова: система массового обслуживания,
пассажиропоток, метро, пункты досмотра.
Abstract. Increasing in
recent years, the requirements for the safety of passengers on high-speed
transport (subway, aeroexpress trains, etc.) have led to the installation of
passenger inspection systems at the points of access, which should work with
the necessary capacity, with uneven passenger flow, without creating large
queues. The purpose of this work is to simulate the traffic of passenger
traffic of the metro station using the theory of mass service. The simulation
was carried out with the help of simulation environment ANYLOGIC taking into
account the logic of passenger behavior and different passenger traffic
intensity. The model introduced blocks of passenger traffic delays-turnstiles,
ATMs, points of personal inspection of passengers. Modeling of surveillance
cameras included in the security system is also carried out. The simulation
results showed that under the given conditions of passenger traffic significant
"congestion" at the station does not occur, therefore, the correct
configuration of the security system is chosen for these conditions. This model
allows you to vary the initial conditions and determine the magnitude of the
emerging queues for different options for building a security system of metro
stations. Similar tasks can be solved and for other objects of transport infrastructure
stations, airports, sea ports etc.
Keywords: queueing system, passenger traffic, subway, point boxes.
Для цитирования:
В.
М. Антонова, Н. А. Гречишкина, Н. А. Кузнецов, Н. А. Сухорукова.
Моделирование трафика систем массового обслуживания
в среде ANYLOGIC на примере пассажиропотока станции метро.
Журнал
радиоэлектроники [электронный журнал]. 2018. №3. Режим доступа:
http://jre.cplire.ru/jre/mar18/8/text.pdf
DOI
10.30898/1684-1719.2018.3.13