c1.gif (954 bytes)

"ЖУРНАЛ РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ"  N 11, 2005

оглавление дискуссия

c2.gif (954 bytes)

К вопросу о построении интегрированной корпоративной информационной среды вуза

 

А.Я. Олейников¨, А.В. Меркулова¨¨

 

¨ИРЭ РАН

¨¨Магнитогорский государственный университет

Получена 30 ноября 2005 г.

 

Аннотация

Рассматриваются три основных подхода к созданию интеграционной основы корпоративной информационной среды вуза, приводятся их достоинства и недостатки. По мнению сторонников первого подхода, интеграционной основой может выступать монолитная система класса ERP. Сторонники второго подхода в качестве интеграционной основы выдвигают корпоративные веб-службы. В качестве более перспективного решения предлагается использовать третий путь, а именно принципы и технологию открытых систем, в основе которой лежит формирование и применение профилей. Основные механизмы первых двух подходов в построении интегрированной корпоративной информационной среды вуза являются неотъемлемыми технологическими компонентами на этапе выбора продуктов информационных технологий и разработки необходимых приложений, но уже согласно разработанному профилю вуза.

 

Усиливающееся влияние рыночных факторов в сфере образования делает вузы полноценными игроками на рынке, заставляет их конкурировать, зарабатывать свои  деньги, выпускать специалистов, которые будут востребованы и станут действительно рентабельной «продукцией».

Информационные технологии – это инструмент, который призван помочь повысить эффективность управления, но, как и любым инструментом, им необходимо правильно пользоваться.

Одна из главных тенденций применения информационных технологий  в учреждениях высшего образования последних лет связана с формированием в вузе единой корпоративной информационной среды [1, 2, 4].

Как показал выполненный нами анализ значительного числа публикаций, для создания информационной среды могут использоваться несколько организационно-технологических подходов. Среди них можно выделить три основных  подхода к созданию интеграционной основы корпоративной информационной среды вуза

1.                           использование монолитной системы класса ERP [2, 3];

2.                           использование корпоративных веб-служб, в том числе порталов [1, 4, 8];

3.                           принципы и технология открытых систем [5, 7].

Рассмотрим подробнее каждый из трех подходов.

Многие руководители вузов видят решение проблемы интеграции во внедрении ERP-системы. Такая система обязана обеспечить руководителю поддержку управления финансовыми, материальными, кадровыми ресурсами вуза на всех уровнях управления, обеспечивать руководство актуальной информацией, необходимой для принятия оперативных и стратегических решений. Компании–разработчики ERP-систем предлагают на рынке уже достаточно много различных решений [см. напр. 2, 3]. Ключевой особенностью современных ERP-систем является использование методик и интегрированных аналитических средств стратегического управления, обеспечивающих управление результативностью как вуза в целом, так и на уровне его структурных подразделений, а также распространение процессов управления за рамки вуза – интеграция с министерством, вузами-партнерами, поставщиками, местными и федеральными органами власти и т. д.

Основное достоинство этого подхода заключается в том, что вузу достаточно правильно сделать выбор, и эффективный инструмент уже готов к применению, тем более, что на данном этапе развития систем класса ERP, о них нельзя сказать, что они не учитывают специфику образовательного учреждения. При этом остается открытым вопрос, как этот выбор сделать правильно, так как использование ERP-системы влечет за собой немалые затраты не только на покупку, но и на внедрении и поддержку. А если еще учесть, что в вузе уже существует ряд разработанных ранее информационных систем, то поневоле встает вопрос о сложности и трудоемкости этого подхода.

Второй подход состоит в консолидации уже существующих информационных сервисов с использованием единой концепции сетевого взаимодействия и управления доступом к ресурсам, что обеспечивает интеграцию данных и унификацию доступа к сервисам и приложениям(2). По мнению сторонников данного подхода [1, 4, 8], его применение обеспечит перенос в более современную информационную среду функций унаследованных приложений и дальнейшее использование имеющихся данных, а с другой стороны позволит в дальнейшем внедрять новые информационные сервисы на базе единой технологической политики (технологий web-служб), что упростит сопровождение и развитие корпоративной информационной среды.

Действительно, этот подход имеет ряд достоинств, который делает его привлекательным для вуза. Во-первых, не требуется кардинально переделывать уже имеющиеся информационные системы вуза, достаточно создать для них единую точку входа, начиная от простого сайта и заканчивая крупными портальными решениями. Во-вторых, используя web-службы, гораздо легче нарастить функциональность уже имеющейся системы. В-третьих, стоимость по сравнению с внедрением монолитной ERP-системы гораздо ниже, особенно если ограничиться разработанным своими силами web-приложением. Но и этот подход не лишен недостатков, в частности остаются нерешенными проблемы, какое программное средство лучше выбрать, как в дальнейшем будут разрабатываться новые модули системы, какого стандарта придерживаться в проектировании и разработке и, наконец, как долго будет строиться интегрированная система.

В современных условиях конкурентной борьбы необходимо сокращать затраты и сроки на проектирование и внедрение систем любого уровня. Наиболее перспективный путь удовлетворить вышеперечисленные противоречивые требования - последовательное применение принципов открытых систем. Эти принципы, как известно, сводятся к обеспечению расширяемости систем по функциям, переносимости прикладных программ между разными программно-аппаратными платформами, возможности взаимодействия со смежными системами (интероперабельность), «дружественности» по отношению к пользователям системы, а также масштабируемости [7].

Таким образом, истинно интеграционной основой могут служить лишь принципы и технология открытых систем, в основе которой лежит формирование и применение профилей.

Профиль — это совокупность нескольких стандартов, необходимых для выполнения конкретной функции. Построение профиля включает в себя несколько этапов [7]:

1)     Этап анализа предметной области: на этом этапе выявляются направления деятельности, которые необходимо учесть в профиле.

2)     Этап формулирования требований: здесь речь идет о требованиях пользователя к функциональным возможностями и качеству служб по всем направлениям деятельности.

3)     Этап логического проектирования на этом этапе выявляются информационные технологии и строятся модели служб информационных технологий, а также описывается технологическая структура и вычислительная среда открытой системы.

4)     Этап физического проектирования: модели служб и технологические компоненты заполняются стандартами.

После этапа построения профиля следуют еще несколько важных этапов реализации технологии открытых систем, а именно:

·        Составление спецификаций и закупка оборудования: на этом этапе в соответствии со стандартами профиля составляются надлежащие спецификации, и производится покупка, также необходим каталог этих продуктов.

·        Разработка приложений: прикладные программы, разрабатываемые на данном этапе должны соответствовать профилю.

·        Тестирование: заключительный этап — сертификационное тестирование на соответствие стандартам профиля.

Исходя из всего вышесказанного, нами были сделаны следующие выводы. Основные механизмы первых двух подходов в построении интегрированной корпоративной информационной среды вуза являются неотъемлемыми технологическими компонентами на этапе выбора продуктов информационных технологий и разработки необходимых приложений, но уже согласно разработанному профилю вуза. Таким образом, третий подход включает в себя достоинства первых двух. Действительно, исходя уже из четко сформулированного набора стандартов, гораздо быстрее и эффективнее можно определиться и с выбором ERP-системы или ее модулей, покупкой новых программных продуктов, в том числе порталов, и с разработкой необходимых web-приложений.

Согласно концепции применения принципов открытых систем как интеграционной основы построения информационной инфраструктуры для науки и образования технология открытых систем обладает следующими основными достоинствами [5]:

1)           Возможность построение и модернизации системы наиболее экономичным способом, так как не нужно дополнительно разрабатывать различного рода интерфейсы к аппаратным и программным средствам, а также появляется возможность реинжиринга, то есть повторного использования программных продуктов.

2)           Инновационную направленность, благодаря изначальной ориентации на стандарты [6], а, как известно, для выпуска конкурентоспособной продукции, в данном случае – выпускников, необходимо использовать инновационные технологии.

Список литературы

1.            В.В.Крюков, К.И.Шахгельдян Проблемы интеграции данных и унификации доступа к приложениям в единой информационной среде вуза. –http://tm.ifmo.ru/tm2004/db/doc/get_thes.php?id=150

2.            И.В. Терехов Нужна ли вузу ERP-система?/И.В. Терехов//Открытое дистанционное образование. ­ 2002. ­ № 3(7).

3.            Ирина Шеян ERP для вуза — не роскошь./И. Шеян// Computerworld. – 2003. – № 46

4.            К.Э.Ловцкий, С.В.Фер О проблеме управления информационными ресурсами портала. - http://tm.ifmo.ru/tm2002/db/doc/get_thes.php?id=195

5.            Концепция применения принципов открытых систем как интеграционной основы построения информационной инфраструктуры для науки и образования.- М.: 2002.

6.            Олейников А.Я., Кочуков А.Н. Применеие и развитие технологии открытых систем//Радиотехника. ­­– 2005. –№8.

7.            Технология открытых систем. Под ред. А.Я. Олейникова. – М.: Янус-К, 2004 г. ,288 с.

8.            Шагурина Н. Web-службы: новая парадигма интеграции?/Н.Шагурина// Сетевой. –2003. – № 2.

 

Сведения об авторах: А.Я. Олейников

д.т.н., профессор, гл. научный сотрудник,

Институт радиотехники и электроники РАН,

А.В. Меркулова

cт.преподаватель кафедры информационных технологий,

Магнитогорский государственный университет,

оглавление дискуссия