АЭРОВОЗДУШНЫЙ
(САМОЛЁТНЫЙ) ВАРИАНТ КОМПЛЕКСА ПОДПОВЕРХНОСТНОГО ЭЛЕКТРОМАГНИТНОГО ИМПУЛЬСНОГО СВЕРХШИРОКОПОЛОСНОГО ЗОНДИРОВАНИЯ
В. Б. Болтинцев
ЗАО НПФ
«Геодизонд»
Получена 19 сентября 2012 г.
Аннотация. Излагаются
результаты лётно-конструкторских испытаний (ЛКИ) самолётного варианта комплекса
подповерхностного электромагнитного импульсного (ЭМИ) сверхширокополосного (СШП)
зондирования. Самолётный вариант комплекса отличается от наземного новой
геометрией антенн и записью сигнала на компьютер. Представлены результаты
«облётного» метода измерений диаграмм направленности (ДН) наземного комплекса
подповерхностного ЭМИ СШП зондирования. На примере конкретного полёта показано,
что большая глубина распространения сигнала обусловлена использованием ДДРВ
генератора как источника излучаемого сигнала и проявляющейся в отражённом
сигнале сильной низкочастотной дисперсией диэлектрической проницаемости среды. В
ходе ЛКИ совершен пролёт по трассе, на которой были проведены наземные
измерения. Путём сравнения установлено принципиальное соответствие между
наземными и воздушными ЭМИ СШП измерениями. Эффективность применения самолётных
ЭМИ СШП измерений подтверждена выявлением наличия низкочастотной дисперсии
диэлектрической проницаемости влажных грунтов, полученных в ходе облёта дельты
р. Невы.
Ключевые слова: сверхширокополосный - СШП; ДДРВ (дрейфовые диоды с
резким восстановлением обратного напряжения); георадиолокация.
Abstract.
The results of flight and design tests of aircraft version of the subsurface electromagnetic
impulse (EMI) ultra wideband (UWB) sounding complex are presented in article.
The aerial version of the complex differs from the ground version a new
geometry of antennas and a record of a signal on the computer. The results of
airborne method of measurements of radiation patterns (RP) of the ground complex of subsurface
UWB sounding are presented too. By means of the example of the concrete
flight it is shown that the deep of distribution of a signal is caused by use
of Drift Step Recovery Diodes (DSRD) generator as source of a radiated signal
and the strong low-frequency dispersion which was showed in the reflected
signal of dielectric permeability of the environment. The flight on the route
on which land measurements were carried out was made during the flight and design tests. The way of
comparison established basic compliance between ground and aerial EMI UWB
measurements. The efficiency of application of the onboard EMI UWB measurements
is confirmed with identification of existence of low-frequency dispersion of
dielectric permeability of the damp soil received during flight at the delta of
the Neva River.
Keywords: Ultra Wide band - UWB; DSRD (Drift Step Recovery Diodes); underground radar
measurements.