ЖУРНАЛ РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ. ISSN 1684-1719. 2021. №10
Оглавление выпуска

Текст статьи (pdf)

English page

 

DOI: https://doi.org/10.30898/1684-1719.2021.10.15  

УДК: 614.86, 656.086.15

 

ИНЖЕНЕРНОЕ РЕШЕНИЕ ЗАДАЧИ

КОНТРОЛЯ СОСТОЯНИЯ ВОДИТЕЛЯ

 

С. В. Герус 1, В. В. Дементиенко 2

 

1 Институт радиотехники и электроники им. В.А. Котельникова РАН (Фрязинский филиал), 141190, Фрязино, пл. Введенского, 1

2 Институт радиотехники и электроники им. В.А. Котельникова РАН

125009, Москва, ул. Моховая 11, корп.7.

 

Статья поступила в редакцию 25 сентября 2021 г.

 

Аннотация. Проводится анализ необходимости применения на транспорте устройств мониторинга состояния водителя. Отмечено, что водитель может сам не замечать кратковременные провалы внимания. Необходимо исключать такие провалы, которые могут приводить к тяжёлым последствиям на дороге. На основе математической модели показано, что важно учитывать как надёжность системы мониторинга распознавать потерю работоспособности водителя, так и её способность достаточно быстро инициализировать водителя в случае необходимости. Показано, что использование систем, обнаруживающих понижение уровня бдительности с достаточно высокой надёжностью, обеспечит рост общего уровня безопасности на дорогах. Приведён пример такой системы.

Ключевые слова: безопасность, водитель, работоспособность, опасный отказ, электродермальная реакция.

Abstract. The analysis of the need to use devices for monitoring the state of the driver in transport is carried out. It is noted that the driver may not notice short-term attention gaps. It is necessary to exclude such failures that may lead to serious consequences on the road. On the basis of a mathematical model, it is shown that it is important to take into account both the reliability of the monitoring system to recognize the loss of the driver's efficiency, and its ability to quickly initialize the driver if necessary. It is shown that the use of systems that detect a decrease in the level of vigilance with a sufficiently high reliability will provide an increase in the overall level of road safety. An example of such a system is given.

Key words: safety, driver, efficiency, hazardous failure, electrodermal reaction.

Литература

1. Дементиенко В.В., Дорохов В.Б. Оценка эффективности систем контроля уровня бодрствования человека-оператора с учетом вероятностной природы возникновения ошибок при засыпании. Журнал высшей нервной деятельности им. И.П. Павлова. 2013. Т.63. №1. С.24-32. https://doi.org/10.7868/S0044467713010036

2. Дементиенко В.В., Дорохов В.Б., Герус С.В., Марков А.Г., Шахнарович В.М. Эффективность систем мониторинга водителя. Журнал технической физики. 2007. Т.77. №6. С.103-108.

3. Феллер В. Ведение в теорию вероятностей и ее приложения. Москва, Мир. 1967. Т.1. 438 с.

4. Дементиенко В.В., Марков А.Г., Коренева Л.Г., Шахнарович В.М. Автоматизированный контроль бодрствования водителя транспортного средства. Биомедицинская радиоэлектроника. 2000. №8. С.38-47.

5. Бугаев А.С., Герус С.В., Дементиенко В.В., Дорохов В.Б., Миргородский В.И., Шахнарович В.М. Телемеханическая система контроля бодрствования машиниста. Бюллетень объединенного ученого совета ОАО РЖД. 2017. №2. С.21-41.

6. Dementienko V.V. Driver vigilance remote monitoring system. Science Journal of Transportation. 2015. V.6. P.110-114.

Для цитирования:

Герус С.В., Дементиенко В.В. Инженерное решение задачи контроля состояния водителя. Журнал радиоэлектроники [электронный журнал]. 2021. №10. https://doi.org/10.30898/1684-1719.2021.10.15